С этим растением связано немало народных легенд. Видимо, легенды эти обязаны своим появлением тому обстоятельству, что сон-трава очень охотно использовалась знахарями и ворожеями для лечения от различных недугов. Названия сон, сон-трава, прострел, ставшие ботаническими терминами, проникли также в русскую художественную литературу и публицистику. Так, прострел мы находим в дневниках путешествия по Монголии Г. Потанина: "Мягкие горные скаты, обращённые на север, были покрыты альпийским дерном, в котором цвели прострелы…" Но наибольшее распространение в художественной литературе получило наименование сон: этому способствовало, по всей вероятности, особая поэтичность приведённого названия, помеченная ещё А.И. Куприным: "На насыпи синели крупные простые цветы, носящие поэтическое название "сна" ("Черный туман"). Видимо, чуть грубоватое название прострел было бы не слишком уместное в следующим отрывке из "Повести о лесах" К.Г. Паустовского: "Вдруг Анфиса… нагнулась к земле. “Иди сюда! - крикнула она Коле. - Что за прелесть! … Лиловый сон!". Меж её ладоней цвели на земле покрытые густым серебряным пухом колокольчики лилового сна". Тем не менее, название это не слишком прижилось в повседневном быту. И причиной этому является, очевидно, всё та же яркая образность, свойственная наименованию сон-трава и плохо совмещающаяся с абстрактностью термина, - чем, может быть, объясняется и попытка К. Аксакова как-то истолковать, объяснить это название: "Все скаты гор покрываются подснежниками, тюльпанами, называемыми сон" ("Детские годы Багрова-внука"). Пожалуй, его "подснежные тюльпаны" в какой то мере сродни "синему кувшинчику" А.К. Толстого. Наряду с синими подснежниками в литературе встречается и подснежник белый. "Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебристой паутине". Так открылось маленькой героине К.Г. Паустовского (рассказ "Стальное колечко") первое из чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье: чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому и названном выразительным и нежным названием подснежник. Весна и белые подснежники… Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Да и сам подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны, света. "Подснежников трепетных чистые, светлые глазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще" влекли к себе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И. Бунина "Подснежник" в диалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастом возникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка. По-латыни подснежник буквально означает “молочный цветок”. Кстати, подобные названия цветка встречаются и в русских народных говорах: в Свердловской области подснежники называют снижниками, а жители Рязанской области именуют растение снежиток: "Там лес давно рос, в бору снежитки были". Приведем еще одно, очень поэтичное название подснежника - английское - "снежная капля". Обращаясь к весне, советский поэт Н. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки: Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники! … В наши дни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветов русской поэзии. Вот почему хочется закончить наш рассказ о подснежниках строками из стихотворения поэта А. Жарова "Тает снег": Первый спутник вздохов неизбежных, Покоритель стольких нежных глаз, - Робкий и застенчивый подснежник У киоска остановит вас И опять пленит голубизною… Нежные, белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею и писатели открывают перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Страницы: 1 2
Комедии «Поучения» Народная драма |
Семантика образов цветов и символика цвета в
контексте литературного и живописного произведения
Страница 2
Информация о литературе » Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.) » Семантика образов цветов и символика цвета в
контексте литературного и живописного произведения