В школьной практике встречаются три основных пути изучения лирической поэзии. Первый путь, получивший довольно широкое распространение, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к лирической поэзии представляется возможным достаточно широко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки, Второй путь — это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы. При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создавалось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии, и ее типический смысл совершенно утрачивается. Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой. Путь индивидуального подхода к каждому лирическому произведению позволяет разнообразить и активизировать методы изучения лирической поэзии и поэтому получает все большее признание у учителей. Изучение лирической поэзии таким путем проходит через следующие этапы: 1) ориентировочное занятие—ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лирического творчества поэта; 2) изучение отдельных (предусмотренных программой) стихотворений; 3) заключительный урок— выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов. Ориентировочное занятие заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени учащиеся уже знакомы с лирикой поэта, к изучению которого они должны приступить, и в том, чтобы, не повторяя уже известного учащимся, открыть им новые стороны в характере лирического творчества поэта и наметить перспективу изучения и оценки его произведений. Первая часть ориентировочного занятия обычно проходит в форме беседы учителя с учащимися. Выясняется, что читали ученики из лирики Пушкина, Лермонтова или других поэтов, какие произведения они знают наизусть, что им понравились. Затем нужно поставить вопрос о темах лирических произведения и об их идейной направленности. Этот вопрос учащиеся смогут раскрыть лишь частично, и беседа, естественно, перейдет в лекцию—рассказ преподавателя об исторических условиях и литературной среде, в которых протекало творчество поэта, об его мировоззрении, об его месте в общественной жизни и борьбе, о литературных связях и влияниях, которые поэт испытывал. Избирая методические пути анализа лирического произведения необходимо учитывать специфику художественного выражения чувств и переживаний человека в лирике, характер лирического образа, а также особенности и трудности усвоения этого жанра поэзии учащимися. Лирические произведения воспринимаются с большим интересом, с большей эмоциональностью в том случае, когда учащиеся подготовлены к их анализу. Этому помогает вступительное слово учителя. Содержание вступительного слова должно определяться художественной спецификой тех произведений, которые мы будем передавать «уму и сердцу» наших учащихся. Успех всякого произведения в основном зависит от того, как оно будет воспринято читателем или слушателем при первом знакомстве с ним. Поэтому первичное чтение произведения является самым ответственным этапом в методике школьного преподавания литературы, и его нужно организовать и провести так, чтобы вызвать у учащихся наибольший интерес к читаемому. Самым эффективным в школьных условиях является чтение вслух. Лирические произведения короткие, и поэтому они, в отличие от больших жанровых форм, могут быть прочитаны полностью в классе и вслух. Однако, как отмечает Н. В. Гоголь, «прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать . нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его». В школьной практике последних лет нередко встречаются случаи, когда первичное чтение лирических произведений вслух поручается учащимся. Это нежелательно. Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова. «Калязинская челобитная» Ранний готический роман |
Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 1
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений