Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 1
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

В школьной практике встречаются три основных пути изуче­ния лирической поэзии.

Первый путь, получивший довольно широкое распростране­ние, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (моти­вов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к ли­рической поэзии представляется возможным достаточно широ­ко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлека­ются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки,

Второй путь — это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.

При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создава­лось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюст­рация к этапам его биографии, и ее типический смысл совер­шенно утрачивается.

Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творче­ства поэта разбираются в единстве формы содержания отдель­ные произведения, наиболее значительные, обычно предусмот­ренные программой.

Путь индивидуального подхода к каждому лирическому произведению позволяет разнообразить и активизировать ме­тоды изучения лирической поэзии и поэтому получает все боль­шее признание у учителей.

Изучение лирической поэзии таким путем проходит через следующие этапы: 1) ориентировочное занятие—ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лири­ческого творчества поэта; 2) изучение отдельных (предусмот­ренных программой) стихотворений; 3) заключительный урок— выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов.

Ориентировочное занятие заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени учащиеся уже знакомы с лирикой поэта, к изу­чению которого они должны приступить, и в том, чтобы, не пов­торяя уже известного учащимся, открыть им новые стороны в характере лирического творчества поэта и наметить перспективу изучения и оценки его произведений.

Первая часть ориентировочного занятия обычно проходит в форме беседы учителя с учащимися. Выясняется, что читали ученики из лирики Пушкина, Лермонтова или других поэтов, какие произведения они знают наизусть, что им понравились. Затем нужно поставить вопрос о темах лирических произведения и об их идейной направленности. Этот вопрос учащиеся смогут раскрыть лишь частично, и беседа, естественно, перейдет в лек­цию—рассказ преподавателя об исторических условиях и лите­ратурной среде, в которых протекало творчество поэта, об его мировоззрении, об его месте в общественной жизни и борьбе, о литературных связях и влияниях, которые поэт испытывал.

Избирая методические пути анализа лирического произведения необходимо учитывать спе­цифику художественного выражения чувств и переживаний человека в лирике, характер лирического образа, а также особенности и трудности усвоения этого жанра поэзии учащимися. Лирические произведения воспринимаются с большим интересом, с большей эмоциональностью в том случае, когда учащиеся подготовлены к их анализу. Этому помогает вступительное слово учителя. Содержание вступительного сло­ва должно определяться художественной спецификой тех произ­ведений, которые мы будем передавать «уму и сердцу» наших учащихся. Успех всякого произведения в основном зависит от того, как оно будет воспринято читателем или слушателем при первом знакомстве с ним. Поэтому первичное чтение произведения явля­ется самым ответственным этапом в методике школьного преподавания литературы, и его нужно организо­вать и провести так, чтобы вызвать у учащихся наибольший интерес к читаемому. Самым эффективным в школьных усло­виях является чтение вслух. Лирические произведения корот­кие, и поэтому они, в отличие от больших жанровых форм, могут быть прочитаны полностью в классе и вслух. Однако, как отмечает Н. В. Гоголь, «прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать . нужно разделить искренно с поэтом высокое ощуще­ние, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­вовать всякое слово его». В школьной практике последних лет нередко встречаются случаи, когда первичное чтение лириче­ских произведений вслух поручается учащимся. Это нежела­тельно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова.
Н. Рубцов прошёл суровую жизненную школу: воспитывался в детских домах, работал кочегаром рыболовного судна, позже – рабочим на Кировском заводе в Ленинграде. Служил на флоте. Но несмотря ни на что его стихи – это царство красоты и первозданной гармонии. Вместе с тем Рубцова “всё терзают грани между городом и селом”; по его мнению “горо ...

«Калязинская челобитная»
Персонажи, населяющие смеховой антимир, живут по особым законам. Если это монахи, то они «выворачивают наизнанку» строгий монастырский устав, предписывавший неуклонное соблюдение постов и посещение церковных служб, труды и бдения. Такова «Калязинская челобитная», представляющая собой смеховую жалобу иноков Троицкого Калязина монастыря ( ...

Ранний готический роман
Населенные призраками пейзажи в «Оссиане», хаотические видения Уильяма Блейка, гротескные ведьминские пляски в поэме «Тэм О'Шэнтер» Бернса, жутковатый демонизм в «Кристобели» и «Старом мореходе» Колриджа, призрачное очарование в «Килмени» Хогга, более сдержанный подход к космическому ужасу в «Ламии» и многих других произведениях Китса – ...