Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 6
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

В его лирике возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы и скандалиста.)

(Звучит романс на стихи С.Есенина "Забава" в исполнении А. Малинина.)Именно в это время Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской., Познакомила их Анна Никитина, жена Анатолия Мариенгофа, тоже актриса театра.

(Ученица читает воспоминания А.Миклашевской.)

"Мы встретили Есенина на Тверской. Он шел быстро, бледный, сосредоточенный . На меня он тогда почти не взглянул. Это было вскоре после его возвращения из поездки за границу с Айседорой Дункан".

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить .

(Ученик читает стихотворение "Заметался пожар голубой")Встречались они ежедневно. Бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. При встречах Есенин часто повторял: "Я с вами как гимназист". Миклашевская не слышала от него ни одного не только грубого, а даже резкого слова. Как будто во время встреч с ней отходило куда-то в сторону всё, что мучило его в эти месяцы, улетучивались тяжелые, невеселые думы, и сам он преображался на глазах.

Их роман – актрисы и поэта – со стороны казался выдуманным для театра. Корзинки цветов за кулисы, ухаживание, ревность. Вся Москва знала об их отношениях. Сохранилась записка, посланная Миклашевской вместе с корзинкой цветов. В ней три слова: "Приветствую и желаю успеха. С.Есенин". Августе казалась непонятной дружба Есенина с Анатолием Мариенгофом. Ведь они были такие разные! И сам Есенин это понимал. Ведь не зря он однажды произнес:

– Анатолий все сделал, чтобы поссорить меня с Райх. Уводил меня из дому, постоянно твердил, что поэт не должен быть женат. "Ты еще ватные наушники надень". Развел меня с Райх, а сам женился и оставил меня одного .

"Очень не нравились мне и многие другие "друзья", окружавшие Есенина. Они постоянно твердили ему, что его стихи, его лирика никому не нужны. Прекрасная поэма "Анна Онегина" вызывала у них иронические замечания. Они знали, что Есенину больно думать, что его; стихи не нужны. И "друзья" наперебой старались усилить эту боль.

Их устраивали легендарные скандалы Есенина: они привлекали любопытных в кафе и увеличивали доходы.

Трезвый Есенин им был не нужен. Когда он пил, вокруг него все пили и ели на его деньги". (Из воспоминаний А.Миклашевской)

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу .

(Ученик читает стихотворение "Дорогая, сядем рядам ." (1923)). Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

Вспоминает Миклашевская: "Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана "Медведь" Мариенгоф, Никитина, Есенин и я. Он был какой-то притихший, задумчивый .

– Я буду писать вам стихи.

Мариенгоф смеялся:

– Такие же, как Дункан?

– Нет, ей я буду писать нежные ."

Действительно, вскоре в журнале "Красная нива" в номере от 14 октября 1923 г. появилось первое стихотворение, посвященное Миклашевской "Заметался пожар голубой ." Помните?

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

. Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Близость с Миклашевской помогает Есенину уйти от нездоровой среды, обрести внутреннее равновесие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина
Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека, переживающего драму утраты корней, единства с природой, миром, людьми, отрыв от «почвы» и «веры», других традиционных ценностей. Ситуация духовного «промежутка» между родной почвенной стихией и новой урбаниз ...

Заключение.
Итак, одной из центральных задач истории литературного язы­ка является изучение сложного и многогранного взаимодействия общенародного, «сырого», по словам Горького, ненормированного языка с обработанным, культивированным и творчески обогащен­ным языком литературным. История литературного языка — это история непрерывной творческой обрабо ...

Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]. Некоторые мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова проявляются и в зрело ...