Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 3
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

Стихотворение «19 октября 1825 года» посвящено высокой дружбе, в нем раскрываются духовные основы товарищества лицеистов. Содержание стихотворения, главная мысль его определили композиционное построение, и жанровое своеобра­зие, и подбор соответствующих эпитетов, сравнений, метафор.

Мысль о нерушимости дружбы находит свое конкретное выражение в эпитетах, сравнениях: «Прекрасен наш союз», «неразделим»., «вечен», «неколебим», «свободен», «беспечен», «он, как душа».

Богатство чувств и настроений, вызванных раздумьем о друзьях, определило и интонационное многообразие стихотво­рения и соединение в нем черт различных жанров.

Местами слышится элегия («Он не придет, кудрявый наш певец»). Иногда поэт возвышается до торжественных, одиче­ских мотивов («Друзья мои! прекрасен наш союз»). Порою он непосредственно обращается к друзьям, и такие обращения напоминают послание, характерное для лирической поэзии на­чала XIX века («Ты, Горчаков, хвала тебе»).

Интонационное разнообразие отчетливо выступает при чте­нии стихотворения. Поэтому, проводя с учащимися беседу, сле­дует побуждать их в подтверждение своих ответов перечиты­вать нужные строфы.

Знакомство школьников с лирическим произведением та­кого характера надо начинать непосредственно с чтения произ­ведения. Вступительное слово, историко-литературный коммен­тарий для данных произведений не нужны, их нужно опустить. После чтения может последовать слово учителя, которое помо­жет учащимся ассоциировать произведение с их жизненным опытом и миром их чувств. Слово учителя обычно переходит в беседу с учащимися. В классах, более подготовленных, развитых и восприимчивых к лирике, можно после чтения сразу начать беседу.

После изучения отдельных лирических произведений целесо­образно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирической поэзии обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных ли­рике.

В настоящее время опыт школьного изучения литературы обогащается все новыми и новыми формами проведения заклю­чительных уроков по лирической поэзии. Мы можем встретить уроки-концерты, подготовленные самими учащимися, и уроки-викторины и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Наряду с этими новыми видами уроков мы не отказываемся и от испытанных и верных приемов передачи нашему юношеству знаний по лири­ческой поэзии. Таким приемом может служить лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся лекцию мож­но включить чтение лучших образцов лирики мастерами худо­жественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Избирая ту или иную форму заключительного урока, мы обязаны помнить, что и этот урок должен быть обучающим и воспитывающим.

Конспект урока по изучению лирических произведений

Тема:

«В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить…» (Тема любви в лирике С.Есенина)

Цель урока

: дать эмоциональный настрой на восприятие темы; рассмотреть циклы стихотворений о любви с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств.

Оборудование:

портрет поэта; магнитофон с кассетными записями романсов на стихи С.Есенина; плакат с изображением символического древа истоков поэзии С.Есенина и тем его лирики; портреты А.Миклашевской, З.Райх, А.Дункан, Г.Бениславской, А.Сардановской, А.Изрядновой, С.Толстой; сборники стихов С.Есенина; гитара.

ХОД УРОКА

Эпиграфы:

И спокойно вызов принимая,

Вижу я, что мне одно и то ж –

Чтить метель за синий цветень мая,

Звать любовью чувственную дрожь .

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжёшь .

(Звучит романс на стихи С.Есенина "А я-то думал: вы счастливая ." в исполнении ученика.)

1.Вступительное слово учителя: Кто же та прелестная незнакомка? Кому посвящены столь прекрасные строки романса и темы нашего урока? «Десять любимых женщин Сергея Есенина» – так назвал свою новую книгу Валерий Шамов. Попробуйте разыскать эту книгу в библиотеках и прочесть, а сегодня мы поделимся с вами теми наработками по творчеству Есенина, которые были нам доступны и изучены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Интерпретация образа русалки в искусстве
Особый интерес для исследователя представляет сопоставление героев в их фольклорном варианте и авторской работе, где главной проблемой является проблема их адекватности. В фольклоре русалки - героини легенд, преданий, поверий, обрядов и обычаев народов разных стран. Они живут в водной стихии, отличаются от человека рыбьим хвостом и вст ...

Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с н ...

Художественная оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе
Феминность и маскулинность как оппозиция гендерного сознания пронизывает и художественное творчество. Сознательная ориентация на образное эстетическое познание гендерных отношений в обществе, наметившаяся на рубеже XX-XXI в.в., ведет к глубокому и подробному раскрытию оппозиции «феминное-маскулинное» (порядок определяется характером тво ...