Стихотворение «19 октября 1825 года» посвящено высокой дружбе, в нем раскрываются духовные основы товарищества лицеистов. Содержание стихотворения, главная мысль его определили композиционное построение, и жанровое своеобразие, и подбор соответствующих эпитетов, сравнений, метафор. Мысль о нерушимости дружбы находит свое конкретное выражение в эпитетах, сравнениях: «Прекрасен наш союз», «неразделим»., «вечен», «неколебим», «свободен», «беспечен», «он, как душа». Богатство чувств и настроений, вызванных раздумьем о друзьях, определило и интонационное многообразие стихотворения и соединение в нем черт различных жанров. Местами слышится элегия («Он не придет, кудрявый наш певец»). Иногда поэт возвышается до торжественных, одических мотивов («Друзья мои! прекрасен наш союз»). Порою он непосредственно обращается к друзьям, и такие обращения напоминают послание, характерное для лирической поэзии начала XIX века («Ты, Горчаков, хвала тебе»). Интонационное разнообразие отчетливо выступает при чтении стихотворения. Поэтому, проводя с учащимися беседу, следует побуждать их в подтверждение своих ответов перечитывать нужные строфы. Знакомство школьников с лирическим произведением такого характера надо начинать непосредственно с чтения произведения. Вступительное слово, историко-литературный комментарий для данных произведений не нужны, их нужно опустить. После чтения может последовать слово учителя, которое поможет учащимся ассоциировать произведение с их жизненным опытом и миром их чувств. Слово учителя обычно переходит в беседу с учащимися. В классах, более подготовленных, развитых и восприимчивых к лирике, можно после чтения сразу начать беседу. После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок. Заключительное занятие по лирической поэзии обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике. В настоящее время опыт школьного изучения литературы обогащается все новыми и новыми формами проведения заключительных уроков по лирической поэзии. Мы можем встретить уроки-концерты, подготовленные самими учащимися, и уроки-викторины и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Наряду с этими новыми видами уроков мы не отказываемся и от испытанных и верных приемов передачи нашему юношеству знаний по лирической поэзии. Таким приемом может служить лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся лекцию можно включить чтение лучших образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Избирая ту или иную форму заключительного урока, мы обязаны помнить, что и этот урок должен быть обучающим и воспитывающим. Конспект урока по изучению лирических произведений Тема: «В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить…» (Тема любви в лирике С.Есенина) Цель урока : дать эмоциональный настрой на восприятие темы; рассмотреть циклы стихотворений о любви с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств. Оборудование: портрет поэта; магнитофон с кассетными записями романсов на стихи С.Есенина; плакат с изображением символического древа истоков поэзии С.Есенина и тем его лирики; портреты А.Миклашевской, З.Райх, А.Дункан, Г.Бениславской, А.Сардановской, А.Изрядновой, С.Толстой; сборники стихов С.Есенина; гитара. ХОД УРОКА Эпиграфы: И спокойно вызов принимая, Вижу я, что мне одно и то ж – Чтить метель за синий цветень мая, Звать любовью чувственную дрожь . Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжёшь . (Звучит романс на стихи С.Есенина "А я-то думал: вы счастливая ." в исполнении ученика.) 1.Вступительное слово учителя: Кто же та прелестная незнакомка? Кому посвящены столь прекрасные строки романса и темы нашего урока? «Десять любимых женщин Сергея Есенина» – так назвал свою новую книгу Валерий Шамов. Попробуйте разыскать эту книгу в библиотеках и прочесть, а сегодня мы поделимся с вами теми наработками по творчеству Есенина, которые были нам доступны и изучены. Масленица «Киево-Печерский патерик» Актеры и театр в Испании в XVII столетии |
Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 3
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений