В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из пучка льна пряжу и сшить из нее рубашку, штаны и полотенце за то время, пока он будет мыться в бане, Феврония отвечает подобным же требованием: из обрубка полена князь должен столь же быстро изготовить для нее ткацкий стан. Произведение рисует любовь крестьянской девушки из Рязанской земли, дочери простого бортника, и муромского князя, – любовь, побеждающую все препятствия и даже смерть. Писатель создал возвышенный образ идеальной русской женщины, мудрой и благочестивой. Княгиня-крестьянка стоит неизмеримо выше бояр и их жен, не желавших примириться с ее низким происхождением. Связь с УНТ: - Ермолай-Еразм использовал народно-поэтические сюжеты о борьбе со змеем-оборотнем, использовал образ волшебного меча (Агриков меч), с помощью которого Петр побеждает змея - образ мудрой, вещей девы, отгадывающей загадки, вобравший в себя мотивы волшебной сказки В 1073 г создается 2-й Киево-Печерский свод (неизвестный автор), а на основе 2-го создается монахом Нестером в 1113г первая редакция «ПВЛ», 2-я редакция создается в 1116г монахом Сильвестром, 3-я редакция в 1118г неизвестным автором 4 гипотеза – Рыбакова– он считал, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства с 867 года при княжении Аскольда. В конце 10 столетия был создан 1-й Киевский летописный свод при Десятинной церкви. Рыбаков разделяет точку зрения Шахматова о существовании Новгородского свода 1050 г, он считал, что летопись была создана при деятельном участии новгородского посадника Остромира и эту «Остромирову летопись» следует датировать 1054-160 гг. Редакции: 1-я редакция«ПВЛ» была создана в 1113г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестером (исторические события конца 11 нач.12вв. – послужили событиями «ПВЛ» - это борьба против кочевников-половцев, в центре фигура Святополка Изяславовича) 2-я редакциясоздана в 1116г. игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром (на первом плане здесь фигура Владимира Мономаха, его заслуги в борьбе с половцами и установлении мира между князьями) 3-я редакция– была создана неизвестным автором, духовником Мстислава Владимировича. Фольклорная основа ощущается и в церковной легенде по посещении Русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство русская земля получила не от греков, а якобы самим учеником Христа – Андреем. Это как обоснование религиозной независимости Руси от Византии. Леонид Андреев «Иуда Искариот» Жизнеописание Иуды Традиции утопических идей о государстве Плутовской роман |
«Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь
с устным народным творчеством
Информация о литературе » Древнерусская литература » «Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь
с устным народным творчеством