Произведение Толстого «Война и мир»
Страница 8
Информация о литературе » Произведение Толстого «Война и мир»

Но вот война окончена, и герои романа возвращаются к мирной жизни. Вернулся домой Николай Ростов. При его встрече наиболее бурно выражала свои чувства Наташа. Все семейство Ростовых — это любовь. Наташа — это движение, это искрящаяся бурная радость. Любовь к жизни, умение всем своим существом отдаваться радости — это счастье избранных натур, таких как Наташа.

В это же время Пьер идет на дуэль с Долоховым. Герои Толстого сложны. Даже в худших из них порой просыпается нечто хорошее, заложенное в каждом человеке. Так Долохов, «этот бретер, буян Долохов, жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат». Наташа определила сущность Долохова: «У него все назначено, а я этого не люблю». А ведь часто голос Наташи — голос авторский, потому, что Наташа —воплощение чуткости и справедливости. Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи.

В чем же человек по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Людей разъединяет корысть, честолюбие, ревность. Людей объединяет любовь, самопожертвование, смерть близких.

Итак, герои Толстого в конце концов утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понял, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не нашел мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрылись глаза на окружающее его общество, которому он так по-детски доверял в первые дни своего приезда на родину. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать свое жизнеощущение, жизнепонимание.

После дуэли с Долоховым внутренняя жизнь Пьера изменилась. Его стали волновать философские вопросы. Ему кажется, что человек не хозяин своей судьбы, а беспомощная частичка мироздания, безвольное орудие каких-то неизведанных сил. Каждый прав по-своему в какой-то момент, следовательно, нет абсолютной истины. Пьер диалектик по натуре, в его сознании одна мысль вызывает другую, затем — цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов, и все это — вопросы общефилософского характера. Особенностью Пьера и других героев Толстого да и его самого является стремление дойти «до корня», искать, не успокаиваясь. Утверждая преимущество интуитивного познания перед рационалистическим, Толстой тем не менее всегда наделял лучших своих героев способностью аналитического мышления, беспокойно ищущей мыслью. И пусть они не могут ответить на вопросы, выдвигаемые их пытливой жаждой познания основных законов бытия, привлекательность этих героев именно в страстном желании узнать, понять, что же такое жизнь, в чем ее смысл, в чем высшая справедливость. К чему же приходит Пьер ? «Умрешь и все узнаешь или перестанешь спрашивать». Для ищущего разумного объяснения это — трагедия, конец жизни. Пьера спасает встреча с масоном Баздеевым. И Пьер вступает в общество масонов. Толстой собирался написать роман о декабристе. Этим декабристом должен был стать Пьер. Исторически оправдан этот этап, масонство, на пути Пьера к декабризму. Через масонство прошли многие дворянские революционеры, потому, что нравственное учение масонов во многом совпадало с моральными принципами передового дворянства, и потому, что сама тайная организация масонов давала возможность конспирировать политическую деятельность под вывеской религии. Отдельные элементы учения масонов, например, учение о нравственном усовершенствовании, предвосхитили толстовство, хотя Толстой отрицательно относился к мистической стороне масонства. Пьер принял в масонстве то, что принимал Толстой, и отверг то, что было чуждо Толстому.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной л ...

«Учитель жизни»
Разумеется, любовь не есть главная тема последних чеховских пьес. «Много разговоров о литературе» в «Чайке» – это участие Чехова в осмыслении путей дальнейшего развития искусства. Когда Треплев в первом действии осуждает современный ему театр и требует новых форм, – это мысли Чехова, по сан автор тут же подправляет их словами Дорна: «Вы ...

Русалки. Этимология слова «русалка»
Откуда же взялось и как появилось такое странное и завораживающее слово «русалка»? Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. Первое словопроизводство не объ ...