Вот в одном селе увидел он толпу мужиков у избы: привязали они в воротах хомут и палками вгоняют в этот хомут лошадь, умаяли ее до полусмерти. - Что вы делаете? – спросил Лутоня. - Да вот, батюшка, хотим запрячь лошадку. - Ах вы, дураки набитые! Пустите-ка, я вам сделаю. Взял и надел хомут на лошадь. И эти мужики с дива дались ему, стали останавливать его и усердно просить, чтоб остался у них хоть на недельку. Нет, Лутоня пошел дальше. Шел-шел, устал и зашел на постоялый двор. Тут увидал он: хозяйка- старушка сварила кашу, поставила на стол своим ребятам, а сама то и дело ходит с ложкою в погреб за сметаной. - Зачем ты, старушка, понапрасну топчешь лапти? – сказал Лутоня. - Как зачем, – возразила старуха охриплым голосом,- ты видишь, батюшка, каша-то на столе, а сметана-то в погребе. - Да ты бы, старушка, взяла и принесла сюда сметану-то, у тебя дело пошло бы по масличку! – - И то, родимый! Принесла в избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез на полати и уснул. Когда он проснется, тогда и сказка моя дале начнется, а пока вся. В этом тексте соединены несколько сюжетов: плач о беде, которая еще не случилась, + человек ищет и находит людей глупее своих родителей, + корову тащат на крышу пастись, + вгоняют лошадь в хомут + за каждой ложкой сметаны отдельно ходят в погреб. Иногда контаминируются сюжеты о том, как дураки пытались кур доить, шилом свинью колоть, с разбега кафтаны надевали и совершали прочие дурацкие поступки, не зная свойств простейших предметов. 17. ГОРШОК Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые . Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать . И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай и руки протягивай, да опять крюк скидывай . И так проживем. Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали . Глядь, а в горшке- то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит: - Ну, мужик, я свою дело сделала – кашу сварила, а горшок тебе мыть! - Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь. - А и не подумаю! - И я не стану. - А не станешь – пусть так стоит! Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый. - Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть! - Сказано – твое дело, ты и мой! - Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть. - Ладно, лезь на печь, там видно будет. Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало. Утром-то никто не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся – не хотят горшка мыть. Бабе надо коровушку поить, доить, да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается. Соседки уже коровушек прогнали. - Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову? - Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем – не встретим ли . И обратно идут – нет Маланьи. - Да нет уж! Видно, что приключилося! Соседка и сунься в избу. Хвать! – и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла и огляделась. «Калязинская челобитная» Агиоаграфия. «Сказание о Борисе и Глебе» (князья-мученики) Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций. |
Бытовые новеллистические сказки
Страница 2
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Бытовые новеллистические сказки