Солдат пошел, набрал соломы, завернул туда мужа, скрутил веревкой, вскинул за плечи и принес к хозяйке. Хозяйка рада, затянула песенку: - Пошел муж во Крым-град зелья купить, жене зельем живот лечить! Туда ему не доехать и оттуда не приехать! Солдат, подтягивай мне! Солдат начал свою песню: - Чуешь ли солома, что деется дома? - О, твоя нехороша, моя лучше, давай вместе: «Пошел муж во Крым-град зелья купить, жене зельем живот лечить». Она поет громко, а солдат еще громче: - Чуешь ли, солома, что деется дома? Плеть висит на стене, а быть ей на спине! Солома почуяла, затряслась, веревка лопнула, вязанка распалась – и выскочил муж, схватил плетку и давай стегать хозяйку. Как рукой сняло – вылечил жену. Сказка на популярный сюжет: муж в мешке и притворно больная жена. Существует былина – скоморошина на подобный сюжет. В сказке солдат-дока играет роль, подобную роли веселых скоморохов в былине – скоморошине. Истинные чувства неверной жены к мужу раскрываются в ее песне. Юмор ситуации усиливается тем, что, якобы подпевая неверной жене, солдат дает советы мужу -рогоносцу, как наказать жену. 20. КАШИЦА ИЗ ТОПОРА Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: - Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ: - Вот там на гвоздике повесь! - Аль ты совсем глуха, что не чуешь? - Где хошь, там и заночуешь! - Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! – И полез было с кулаками. - Подавай на стол! - Да нечего, родимый! - Вари кашицу! - Да не из чего, родимый! - Давай топор, я из топора сварю! «Что за диво! – думает баба. – Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!» Принесла ему топор. солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит: - Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать! Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит: - Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла, Солдат сварил кашицу: - Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть! Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает: - Служивый! Когда ж топор будем есть? - Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню. Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес! Один из самых популярных сюжетов о ловком солдате и жадной старухе. Варианты: солдат варит суп (щи, борщ) из топора, жарит яичницу из гвоздя и т.д. В данном тексте используется традиционный прием – разговор с мнимо глухим. Жадная старуха притворяется сначала глухой, а затем бедной, чтобы не угощать солдата. Речь солдата подчеркнуто грубовата. Говорит в основном он. Старуха в предвкушении дармовой еды "из топора" молчит и носит все, что он ни потребует. И в конце ожидания, когда уже каша съедена, она задает свой единственный вопрос: когда ж топор будем есть? 21. ВОР КЛИМКА Был старик со старухою, у них сын Климка. Думали-гадали, в какое мастерство отдать его учиться, и придумали отдать вору на выучку. Долго ль, коротко ль . жил Климка у мастера-вора, да и выучился воровать на славу, не ведал только, как у сороки яйца красть. «Пойдем,- говорит мастер Климке, – я покажу тебе, как у сороки яйца крадут. Показал бы я тебе, как штаны с живого человека снять, да сам не умею!» Вот полез мастер на дерево, яиц у сороки украсть не удалось, а Климка штаны с него стибрил. «Нечему мне тебя учить,- говорит мастер Климке,- ты сам меня научишь!» Повествование о России в произведении Ж. Верна «Михаил Строгов» Заговоры Этапы изучения курса. |
Бытовые новеллистические сказки
Страница 5
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Бытовые новеллистические сказки