Да й уста мои сахарни порасходятся, Да тогда я засвищу да по-соловьему, Да тогда я закрычу да по-звериному». Говорил Илья-тот князю он Владимиру: «Ты Владимир князь да стольнё-киевской! Ты поди в свою столовую во горенку, Наливай-ко чару зелена вина, Ты не малую стопу, да полтора ведра, Подноси-тко к Соловью розбойнику». То Владимир князь да стольнё-киевской Он скоренько шел в столову свою горенку, Наливал он чару зелена вина, Да не помалу он стопу, да полтора ведра, Разводил медами он стоялыма, Приносил-то ён ко Соловью розбойнику. Соловей розбойник, Одихмантьев сын, Принял чарочку от князя он одной ручкой, Выпил чарочку-ту Соловей одным духом, Засвистал как Соловей тут по-соловьему, Закрычал розбойник по-звериному, - Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались От него, от посвисту соловьего, А что есть-то людюшок, так вси мертвы лежат; А Владимир князь-от стольнё-киевской Куньей шубонькой он укрывается. А й тут старой-от казак да Илья Муромец Он скорешенько садился на добра коня, А й он вез-то Соловья да во чисто поле, Й он срубил ему да буйну голову. Говорил Илья да таковы слова: «Тоби полно-тко свистать да по по-соловьему, Тоби полно-тко крычать да по-звериному, Тоби полно-тко слезить да отцей-матерей, Тоби полно-тко вдовить да жен молодыих, Тоби полно-тко спущать-то сиротать да малых детушок». А тут Соловью ему й славу поют, А й славу поют ему век по веку. 4. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН – ЦАРЬ (Текст былины дается вместе с комментарием). Как Владимир-князь да стольно-киевский Поразгневался на старого казака Илью Муромца, Засадил его во погреб во холодныи Да на три года поры-времени. (Былина начинается с экспозиции, в которой рассказывается о событиях, предшествующих нашествию татар на Киев. Князь Владимир поссорился с Ильей и посадил его в «погреб холодный», так названа в былине древняя тюрьма, подземелье. Об этих событиях подробней рассказывается в самостоятельной былине «Ссора Ильи с князем Владимиром», которая нередко контаминируется с былиной «Илья Муромец и Калин-царь». Ссора князя с богатырем показывает раскол между народом, интересы и взгляды которого всегда в былине представляет богатырь, и правящей верхушкой). А у славного у князя у Владимира Была дочь да одинакая. Она видит – это дело есть немалое, А что посадил Владимир-князь да стольно-киевский Старого казака Илью Муромца В тот во погреб во холодныи, А он мог бы постоять один за веру, за отечество, Мог бы постоять один за Киев-град, Мог бы постоять один за церкви за соборные, Мог бы поберечь он князя да Владимира, Мог бы поберечь Апраксу-королевичну. Приказала сделать да ключи поддельные, Положила то людей да потаенныих, Приказала-то на погреб на холодныи Да снести перины да подушечки пуховые, Одеяла приказала снести теплые, Она яствушку поставить да хорошую И одежду сменять с ново на ново Тому старому казаку Илье Муромцу, А Владимир-князь про то не ведает. (Во всех вариантах былины Илью, посаженного князем в подземелье на голодную смерть, спасает его дочь или жена Апракса, которая понимает, что богатырь – защитник и опора Русской земли. Она тайно от Владимира приказывает кормить и беречь Илью.) Воспылал-то тут собака Калин-царь на Киев-град, И хочет он разорить да стольный Киев-град, Чернедь-мужичков он всех повырубить, Божьи церкви все на дым спустить, Князю-то Владимиру да голову срубить Да со той Апраксой-королевичной. Поэтика
суждений Русалка в творчестве А.С.Пушкина Трагедии |
Несказочная поэзия. Былины
Страница 8
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Несказочная поэзия. Былины