Эпоха возрождения, титаны ренессанса:
Страница 2

ДЖОТТО Треченто[1] - это еще не Возрождение, это Предвозрождение, илиПроторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веянияпоявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., аиногда даже и XII и XI вв. Уже Предвозрождение подняло девиз подражанияприроде. Именно за это гуманисты горячо хвалили Джотто. Флорентиец Джотто -первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Онбыл прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, чтоон был дурен собой и славился острословием. Огромно было впечатление,произведенное на современников творениями Джотто. Петрарка писал, что передобразами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Золотой век итальянского искусства - это век свободы. ЖивописцыВысокого Возрождения владеют всеми средствами изображения - острым имужественным рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом,передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразуосваиваются художниками словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, игармония была достигнута в их полном раскрепощении. Движение становится более уверенным, переживания - более глубокими истрастными. Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художникиВысокого Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечномразнообразии, во всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам егоуже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечнойкрасоты.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ Микеланджелородился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо иРафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великуюэпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранеев общественной жизни Италии, но они проповедовались философами, поэтами ихудожниками и одобрялись наиболее просвещенными правителями. Настали другиевремена. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело был свидетелемтого, как эти идеалы грубо попирались, восторжествовала церковная ифеодальная реакция. Отпрыск старинного, но обедневшего дворянского рода, МикеланджелоБуонарроти был патриотом и демократом. В отличие от Леонардо,гражданственность пронизывала его мироощущение. Он принимал участие вбитвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной Флоренции,осажденной войсками германского императора и папы, и только слава,завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей. Микеланджело глубоко чувствовал свою связь с родным народом, с роднойземлей. Его кормилицей была жена каменотеса. Вспоминая о ней, он говорилсвоему земляку Вазари: 'Все хорошее в моем таланте получено мною от мягкогоклимата родного нашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец имолот, которыми создаю свои статуи'. Демократизм Микеланджело не всемпришелся по вкусу. В титанических образах Микеланджело видели поройпрославление грубой физической силы. Так, один из тогдашних критиковискусства заявлял, что 'Рафаэль писал благородных людей, а Микеланджело -грузчиков'. Горестная судьба родины, забвение в тогдашней Италии высоких надежд,которые вдохновляли все его творчество, глубоко ранили душу Микеланджело.Упорно, до конца своих дней, он боролся за свой идеал, за свою веру. Гений Леонардо - это воля к познанию мира и овладению им в искусстве,полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума. Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во всейего величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника. Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало. Основа веры и идеал Микеланджело в том, что из всех крупнейшихпредставителей Возрождения, он наиболее последовательно и безоговорочноверил в великие возможности, заложенные в человеке, в то, что человек,постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, болеецельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджеловыковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Нужно не просто подражатьприроде, а постигать ее 'намерения', чтобы выразить до конца, завершить вискусстве дело природы и тем самым возвыситься над ней. К этой цели стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело непроявлял в этом стремлении такого ошеломляющего современников дерзания. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида,исполненная Микеланджело, 'отняла славу у всех статуй, современных иантичных, греческих и римских'. Этот Давид, величавый и прекрасный юноша,исполненный беспредельной отваги и силы, готовый вступить в борьбу со злом,уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монументгероической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшееувенчание природы. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самоекрасивое в природе - это человеческая фигура, более того, что вне еекрасоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота естьвыражение красоты духовной, а человеческих дух опять-таки выражает самоевысокое и прекрасное в мире. 'Ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой'. И: 'Не родилсяеще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей'. И вот для возвеличивания человека во всей его духовной и физическойкрасоте Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру. О скульптуре Микеланджело говорил, что 'это первое из искусств',ссылаясь на библейскую легенду о Боге, вылепившем из земли первую фигуручеловека - Адама. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм,внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно иорганически включены в замкнутое целое идеальных пропорций. Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. восьмидесяти девяти летпосле непродолжительной болезни, свалившей его в разгаре работы. Он достиг при жизни великой славы, и авторитет его был непререкаем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Филдинг (1707–1754)
Генри Филдинг открывает своими романами тот путь, по которому пойдут крупнейшие реалисты Англии – Диккенс, Теккерей, Голсуорси, а вслед за ними и романисты Америки – Марк Твен, Теодор Драйзер, т.е. путь реализма. Он сам называл себя «творцом нового вида литературы» и поэтому освобождал себя от каких-либо правил и канонов. Главной задаче ...

Особенности романтизма Батюшкова.
Бе­линский, определяя своеобразие поэзии автора «Вакханки», пи­сал: «Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского. Если неопределенность и ту­манность составляют отличительный характер романтизма в духе средних веков, то Батюшков столько же классик, сколько Жуков­ский — романтик». Но чаще критик восхв ...

Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX века
Русско-французские культурные и литературные связи имеют многовековую традицию и проходят длительную историю, включающую периоды взаимного влияния, враждебности, примирения, диалога. В истории взаимоотношений России и Франции, начиная с XVIII в., Франция – законодательница европейской моды – диктовала России манеру поведения, вкусы, ту ...