Державин не только воспел известных полководцев, но и поэтически рассказал о многих сражениях XVIII в. Получилась своеобразная, запечатленная в стихах история войн. Из его стиховорения «Памятник герою» мы узнаем о фельдмаршале Н. В. Репнине, разбившем турок при Мачине. Поход Валериана Зубова в Персию отражен в одах «На покорение Дербента», «На возвращение графа Зубова из Персии». Победителю турецкого флота во время военно-морской экспедиции к архипелагу посвящено стихотворение «К портрету адмирала Спиридова», победа адмирала П. Ф. Ушакова над французами и занятие Корфу отражены в стихотворении «На мальтийский орден», разгрому шведской эскадры в Ревельском порту посвящено стихотворение « К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова». Любимым полководцем Державина был Александр Васильевич Суворов. Имена Суворова и Державина в истории России XVIII в. неотделимы. Походам Суворова Державин посвятил грандиозные произведения батальной поэзии. С Суворовым Державин познакомился в 1774 г встречался много раз. Державин был на похоронах Суворова. Возвратившись домой, од написал в честь умершего героя оду «Снигирь»—одно из самых вдохновенных своих произведений. ' Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами!— что воевать?— так горестно заканчивает поэт это стихотворение — своеобразный поэтический гимн почившему полководцу. Во многих письмах Суворов вспоминал Державина. В характере и в биографиях этих людей было много общего; по справедливому замечанию академика Я. К. Грота, они были «в полном смысле русские люди». В годы господства всесильного Потемкина писать о Суворове было нельзя. После штурма 11 декабря 1790 г. крепости Измаил в оде «На взятие Измаила» Державин не мог назвать даже имени Суворова, полководец фигурирует под именем «Вождь». Однако уже здесь Державин характеризовал Суворова как военачальника, одного слова которого достаточно, чтобы воодушевить солдат: «А здесь вождя одно веленье свершило храбрых Россов рвение». Заметим, что позднее об этом же писал и Байрон в «Дон Жуане: «Казалось, все кругом кивку его покорно, не то что слову, хоть не пышен он и прост .» . Державин высоко оценивал суворовскую тактику штыкового боя, стремление максимально сблизиться с противником для нанесения неотразимого удара. Поэтическая строка из оды «На взятие Измаила»: «Вошел! —и всюду простер свой троегранный штык .» — свидетельствует о том, что поэт осознавал одно из главных средств суворовской военной тактики [с.550], намного опередившей свое время. Бесстрашие, неистребимую любовь к родине, самопожертвование, которыми характеризует Державин в своей оде «Росса»— собирательный образ русских воинов,— все эти качества можно отнести и к Суворову. Перенесение качеств, присущих войску, на полководца использовалось и в древнерусской литературе. (В «Слове о полку Игореве» действия дружины Всеволода приписываются князю; в «Повести о разорении Рязани Батыем» объединены действия Евпатия и его войска.) Уже отмечалась близость державинских определений к фольклору: «Нас полк, но с тысячами и тьмами мы низложили город в персть». Это описание близко к былинному рассказу о Вольге и Микуле: «Положил тут их я до тысячи»; из «Повести о разорении Рязани Батыем»: К традициям древнерусской литературы восходит и суждение о воинском воспитании русских, которым с детства прививают ратные доблести. У Державина читаем: В зиме рожденны под снегами, Под молниями, под громами, Которых с самых юных дней Питала слава, юность, вора. Этот отрывок близок к тому, что говорит князь Всеволод в «Слове о полку Игореве» . Державин не смог упомянуть имени Суворова в написанной им по заказу Потемкина оде «Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила» и в «Воинской песне», написанной в июле 1791 г. по окончании второй русско-турецкой войны. Позднее, спустя несколько лет, Державин внес в эту песню нужные поправки. В окончательном тексте читаем: «Ура вам, мудры вожди, Российски Геркулесы, Румянцев и Суворов, Репнин, Орлов, Потемкин». Вторая редакция этого произведения была создана после 1795 г., когда уже не было в живых всесильного Потемкина. Она озаглавлена поэтом «Заздравный орел». Державин говорил, что это стихотворение создано было «в честь Румянцева и Суворова». В 1791 г. после взятия Измаила в честь Суворова была выбита медаль. Державин откликнулся на это событие небольшим стихотворением, где сравнивал великого полководца с Геркулесом и писал о его способности творить чудеса во славу родины. В том же 1791 г. Суворов попал в опалу и был направлен в Финляндию. Как бы утешая изгнанника, поэт писал, что после больших трудов полководец имеет право на отдых. С 1794г. образ Суворова прочно вошел в поэзию Державина. В оде Державина «На взятие Варшавы» (событие это получило широкое освещение в одической поэзии того времени) Суворов вновь представлен в виде былинного богатыря. Воспроизводились действия, которые сам Суворов определял как «глазомер, быстрота, натиск» («Буре подобный, быстрый и мощный твой ли, Суворов, се образ побед?»). Державин использовал при этом присущие народному искусству и древнерусской литературе сравнения из мира природы: Истоки. Первые испытания Судьба и случай Теоретические основы
исследования. Проблемы перевода художественного произведения |
Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина
Страница 4
Информация о литературе » Героическая тема в литературе русского классицизма » Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина