.Как шум морей, как гул воздушных споров Из дола в дол, из холма на холм, Из дебри в дебрь, от рода в род, ! Прокатится, пройдет, Промчится, прозвучит И в вечность возвестит, Кто был Суворов. Восхищаясь действиями Суворова, поэт взывает к великим предкам, и прежде всего к любимому им Пожарскому. Зная о непостоянстве императрицы, решения которой часто зависели от капризов фаворитов, он просит Екатерину II быть справедливой к старому полководцу, который своими блестящими военными победами и личной храбростью заслужил право на общее признание. Храбрость Суворова была равна его скромности. Через год после войны в Польше Суворов возвратился в Петербург. Здесь, в Таврическом дворце, его посетил Державин. В оде «На пребывание в Таврическом дворце» поэт характеризует нравственный облик Суворова, его скромность, вызывающую симпатии всех, кто его знал: друзей и врагов. Отставка Суворова, последовавшая при Павле I, глубоко опечалила Державина. Он знал, что Суворов верен своим принципам и не пойдет на компромисс с императором, поклонником палочной муштры. В оде «На возвращение графа Зубова из Персии» Державин писал о несгибаемости характера полководца; «Смотри, как в ясный день, как в буре, Суворов тверд, велик, всегда! Ступай за ним!» Герой Измаила не нуждается в знаках внешнего превосходства («Нет нужды в блесках, в украшеньях тому, кто царства покорил»). В стихотворении «Капнисту» Державин, сожалея об опале полководца, уверен, что добро восторжествует над злом, «бессмертные дела» Суворова и Румянцева не будут забыты потомками. В характере Державина усиливаются черты независимости, он все больше осознает себя человеком, ответственным за историческое бытие России; репрессии Павла I не напугали поэта: он подарил опальному полководцу оду «Изображение Фелицы» со стихами, которые вписал в печатный текст: «Самодержавства скиптр железный моей щедротой позлащу» (цензурой эти стихи были запрещены). В первой редакции стихотворения «На изображение графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского при отставке 1797 года» Державин прославлял несгибаемость Суворова («Велик, непобедимый муж войною, но больше еще тот, кто борется с судьбою»). Державин был убежден в том, что исполненная подвигов жизнь полководца еще не кончилась, что Суворов еще прославит себя. Предсказания поэта скоро сбылись: в феврале 1799 г. по настоянию австрийского правительства Павел I вынужден был вызвать Суворова из ссылки и поставить во главе союзной русско-австрийской армии. На победы, одержанные Суворовым над французскими генералами в Северной Италии, Державин откликнулся в мае 1799 г. одой «На победы Суворова в Италии», в которой выразил восторг по поводу своего пророчества: «Сбылось пророчество, сбылось! Луч, воссиявший из-под спуда, герой мой, вновь свой лавр вознес». В 1799 г. Державин создал свое знаменитое стихотворение «На переход Альпийских гор» Когда-то по этим труднопроходимым альпийским тропам прошли со своими армиями великие полководцы Ганнибал и Цепь. По этим же тропам прошел и корпус Суворова. Державин писал, что Суворов затмил их своей славой. Суворов и его армия в представлении поэта нечто единое, монолитное, отличающее неустрашимостью, непобедимостью, быстротой. Качества, присущие суворовской армии, воплотились в полководце, полководец олицетворяет армию. В оде отразилась и конкретная обстановка, которой оказалась армия: солдатам приходилось спускаться «в бездну по ветвям», влезать по крутым скалам, форсировать реку через горящий мост, терпеть от снега, ветра, града. Державин в своем произведении почти дословно использовал лаконичные, но выразительные реляции Суворова. Так, слова сУмереть иль победить здесь должно» близки к одной из реляций Суворова, в которой написано: «Поражу врага или умру со славой за отечество». Близки к суворовским у Державина и описания гор, в частности вершины Сен-Готарда: Ведет — и некая громада, Гигант перед ним восстал в пути; Главой небес, ногами ада Касаяся . Он гром и бури презирает; Нахмурясь смотрит Сен-Готар (2, 175) После смерти Суворова Державин написал несколько стихотворений: «На смерть Суворова», уже упоминавшийся нами «Снигирь», в которых всячески подчеркивал качества, сближавшие полководца с солдатами. .Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари (2, 220) Опасения Державина за судьбу Суворова оправдались: Павел I и его «гатчинское» окружение понимали, что Суворов не примирится с прусскими порядками, вводимыми в армии. Обвинив Суворова в неисполнении указа, запрещающего держать в армии дежурного генерала, император подвергнул полководца новой опале, которая для Суворова стала последней. В стихотворении «Восторжествовал и усмехнулся» Державин выразил свое негодование по поводу жестокости, проявленной Павлом I: Реальное и ирреальное в мистических новеллах Л. Петрушевской Интерпритация произведения Русалка в творчестве А.С.Пушкина |
Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина
Страница 5
Информация о литературе » Героическая тема в литературе русского классицизма » Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина