Эх и лё, ой да ле лёли, неделька,* У нас ныне невздумная свадьбёнка. Запрягает Николай семь коней, Запрягает Иванович семь вороных. Седьмой конь, седьмой конь, восьмой воз, А девятый повозничек, чтоб вёз, А десятый скоморошничек, чтоб играл. Ты играй, играй, скоморошничек, с села до села, Чтоб наша Марья была весела, Чтоб наша Ивановна завсегда. * Припев повторяется после каждой строфы. Песня исполнялась, когда свадебный «поезд» жениха отправлялся за невестой. 9. - Матушка, что не пыль-то во поле, Сударыня моя, что не пыль-то запылилась! - Дитятко, разыгралися то кони, Свет милая моя, разыгрались вороные. - Матушка, как по улице-то ездят, Сударыня моя, по широкой разъезжают! - Дитятко, да и к нам не поворотят, Свет милая моя, да и к нам не поворотят. - Матушка, как на двор-то въезжают, Сударыня моя, на широкий двор въезжают . - Дитятко, да и стой же не пугайся, Свет милая моя, я не отдам тебя замуж. - Матушка, как во горницу-то входят, Сударыня моя, во новую-то вступают . - Дитятко, да и стой же, не пугайся, Свет милая моя, я не отдам тебя замуж! - Матушка, как за стол-то садятся! Сударыня моя, за дубовый стол садятся! - Дитятко, да и стой ты, не пугайся, Свет милая моя, я не отдам тебя замуж! - Матушка, как за рученьку берутся, Сударыня моя, за праву руку берутся! - Дитятко, ну ступай же, Бог с тобою, Свет милая моя, ну ступай же, Бог с тобою! Песня исполнялась, в момент приезда жениха за невестой. В ней передается психологическое состояние невесты. Песня построена на диалоге невесты и ее матери. 10. Ой, дружко богатина, Молодой жарватина, Откупи у нас местечко Мы не дорого просим, Дешево отдаваем: Три рубля с полтиною, С золотою гривною, С чарою наливною. Во время угощения в доме родителей невесты девушки требуют у жениха выкупить место за столом возле невесты. Происходит шуточная перепалка между подругами невесты и дружкой. Они стараются выманить у него побольше денег и гостинцев, а он защищает интересы и кошелек жениха. 11. У нашего дружка денег нет, денег нет. О ладо-ладо, денег нет, денег нет*. Когда денег нет, так займи, так займи, У товарища попроси, попроси, А покос придет – откоси, откоси, О ладо-ладо, откоси, откоси. * Припев повторяется после каждой строфы. Корильная песня в адрес дружки, который не давал откуп за место. 12. Что не стук стучит во тереме И не гром гремит во высоком - Перед Спасом свечи теплятся, У нас девушка Богу молится, Молодая низко кланяется. Она просит благословеньица У родимого у батюшки, У родимой своей матушки, У братцев, ясных соколов, У сестриц, сизых голубушек. Невеста съезжает со двора и просит перед венцом благословления новобрачным у родителей. В песне используются отрицательные сравнения, традиционная символика и постоянные эпитеты (братья – ясные соколики, сестрицы – сизые голубушки), а также тавтологические словосочетания (стук стучит, гром гремит), характерные для поэтики фольклора. 13. У колодезю, у колодезю, у студеному, у холодному, Ох лёли-лёли, лёли-лёли, алилей-лёли, лёли-лёли*. У ключику у гремучему, у ручею у бегучему Иванечка конёчка поил, а Манечка воду набирала. Она с ним же повидалася, повидалася, целовалася, Повидалася, целовалася, золотым перстнём поменялася. Увидала родна матушка с высокого нова терема, Из ясного из оконушка, с хрустального из стеколушка. - Ох, дитя ж моё, дитятко, ох дитя моё милое, Ох, где ты забарилася, почему ще замешкалася? - Родимая моя мамушка, надлетели гуси серые, Надлетели гуси серые посмутили воду свежую. А я млада дожидалася, пока вода состоялася. Пока вода состоялася, состоявши, воду набирала. - Ох, неправда, моя дитятка, ох, неправда, моя милая, Покажи-ка руку правую. Ох, чей у тебя золот перстень? Ох, чей у тебя золот перстень, ох, чей у тебя позолоченый? Образ матери в литературе 30-40 годов XX века Фольклорные жанры Нормы орфоэпии. |
Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 3
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни