Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 3

Эх и лё, ой да ле лёли, неделька,*

У нас ныне невздумная свадьбёнка.

Запрягает Николай семь коней,

Запрягает Иванович семь вороных.

Седьмой конь, седьмой конь, восьмой воз,

А девятый повозничек, чтоб вёз,

А десятый скоморошничек, чтоб играл.

Ты играй, играй, скоморошничек, с села до села,

Чтоб наша Марья была весела,

Чтоб наша Ивановна завсегда.

* Припев повторяется после каждой строфы.

Песня исполнялась, когда свадебный «поезд» жениха отправлялся за невестой.

9.

- Матушка, что не пыль-то во поле,

Сударыня моя, что не пыль-то запылилась!

- Дитятко, разыгралися то кони,

Свет милая моя, разыгрались вороные.

- Матушка, как по улице-то ездят,

Сударыня моя, по широкой разъезжают!

- Дитятко, да и к нам не поворотят,

Свет милая моя, да и к нам не поворотят.

- Матушка, как на двор-то въезжают,

Сударыня моя, на широкий двор въезжают .

- Дитятко, да и стой же не пугайся,

Свет милая моя, я не отдам тебя замуж.

- Матушка, как во горницу-то входят,

Сударыня моя, во новую-то вступают .

- Дитятко, да и стой же, не пугайся,

Свет милая моя, я не отдам тебя замуж!

- Матушка, как за стол-то садятся!

Сударыня моя, за дубовый стол садятся!

- Дитятко, да и стой ты, не пугайся,

Свет милая моя, я не отдам тебя замуж!

- Матушка, как за рученьку берутся,

Сударыня моя, за праву руку берутся!

- Дитятко, ну ступай же, Бог с тобою,

Свет милая моя, ну ступай же, Бог с тобою!

Песня исполнялась, в момент приезда жениха за невестой. В ней передается психологическое состояние невесты. Песня построена на диалоге невесты и ее матери.

10.

Ой, дружко богатина,

Молодой жарватина,

Откупи у нас местечко

Мы не дорого просим,

Дешево отдаваем:

Три рубля с полтиною,

С золотою гривною,

С чарою наливною.

Во время угощения в доме родителей невесты девушки требуют у жениха выкупить место за столом возле невесты. Происходит шуточная перепалка между подругами невесты и дружкой. Они стараются выманить у него побольше денег и гостинцев, а он защищает интересы и кошелек жениха.

11.

У нашего дружка денег нет, денег нет.

О ладо-ладо, денег нет, денег нет*.

Когда денег нет, так займи, так займи,

У товарища попроси, попроси,

А покос придет – откоси, откоси,

О ладо-ладо, откоси, откоси.

* Припев повторяется после каждой строфы.

Корильная песня в адрес дружки, который не давал откуп за место.

12.

Что не стук стучит во тереме

И не гром гремит во высоком -

Перед Спасом свечи теплятся,

У нас девушка Богу молится,

Молодая низко кланяется.

Она просит благословеньица

У родимого у батюшки,

У родимой своей матушки,

У братцев, ясных соколов,

У сестриц, сизых голубушек.

Невеста съезжает со двора и просит перед венцом благословления новобрачным у родителей. В песне используются отрицательные сравнения, традиционная символика и постоянные эпитеты (братья – ясные соколики, сестрицы – сизые голубушки), а также тавтологические словосочетания (стук стучит, гром гремит), характерные для поэтики фольклора.

13.

У колодезю, у колодезю, у студеному, у холодному,

Ох лёли-лёли, лёли-лёли, алилей-лёли, лёли-лёли*.

У ключику у гремучему, у ручею у бегучему

Иванечка конёчка поил, а Манечка воду набирала.

Она с ним же повидалася, повидалася, целовалася,

Повидалася, целовалася, золотым перстнём поменялася.

Увидала родна матушка с высокого нова терема,

Из ясного из оконушка, с хрустального из стеколушка.

- Ох, дитя ж моё, дитятко, ох дитя моё милое,

Ох, где ты забарилася, почему ще замешкалася?

- Родимая моя мамушка, надлетели гуси серые,

Надлетели гуси серые посмутили воду свежую.

А я млада дожидалася, пока вода состоялася.

Пока вода состоялася, состоявши, воду набирала.

- Ох, неправда, моя дитятка, ох, неправда, моя милая,

Покажи-ка руку правую. Ох, чей у тебя золот перстень?

Ох, чей у тебя золот перстень, ох, чей у тебя позолоченый?

Страницы: 1 2 3 4 5


«Калигула»
Одновременно с невзрачным «посторонним» те же мучительные истины относительно смертного удела людского открывал для себя у Камю, только с куда более страшными последствиями, вознесённый к высотам власти римский самодержец Калигула из одноимённой трагедии. И эта философская перекличка двух столь разных лиц проливала дополнительный свет н ...

«Миф о Сизифе»- мощь несмиренного духа
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего», и Калигулы Камю вложил многие из ключевых мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы, а под самый конец ещё и стянуты в тугой узел притчей – пересказом древнегреческих преданий о ...

Сказки. Сказки О Животных
1. МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА Жили старик со старухой. Поехал старик в лес за дровами. Бежит медведь.- Дедушка,- говорит,- спаси. Меня охотники убивают. Завалился в сани под дрова медведь, а старик думает: "Вот мяса-то сколько будет у меня. Старухе привезу сколько!" Что же делать?! Привязал его сильно, как рубанет! Ногу и отруб ...