- Золот перстень Иванечкин, позолоченный Васильевича. * Припев повторяется после каждой строфы. Эта песня исполнялась после венчания, когда новобрачные приезжали в дом невесты. В тексте используются традиционные фольклорные приемы. Крестьянский дом изображается как высокий княжеский терем с ясными хрустальными «стеколушками». Используются уменьшительные ласкательные суффиксы «ушк», «ечк», постоянные эпитеты: золотой перстень, гуси серые и т.д. 14. Ох, солнушко за лес закатилось, Моё ясное за лес закатилось, Свет Марьюшка с двора поднималась,• Васильевна с двора поднималась. А матушка стоит на крылечке, Родимая стоит на широком. - Ой, дитятко, назад воротися, Родимая, назад воротися. - Ой, мамушка, я бы воротилась, Родимая, я бы воротилась, Суженый мой за ручку держит, Ряженый мой за правую держит. Песня исполняласьпри отъезде новобрачных в дом жениха после венчания. В ней передается печаль матери и неизбежность прощания невесты с родными. 15. Угрюм, угрюм ходит Марьин батюшка, Угрюма, угрюма ходит Марьина матушка: Мела свой высок терем, потеряла свой золот перстень. Не золот перстень потеряла – потеряла свое дитятко, Потеряла свое милое – Марью Андреевну. Весел, весел ходит Васильев батюшка, Весела, весела ходит Васильева матушка: Мела свой широкий двор и свою новую горницу, Нашла золот перстень с дорогим камешком. Не золот перстень нашла – нашла себе дитятко, Нашла себе милую Марью Андреевну. Песня исполнялась в доме жениха после приезда в дом новобрачных. 16. Рыбица платёшенька,* То ли я молода, молодёшенька. А мне батюшкин хлеб есть не хочется, Мне родимого хлеб есть не хочется. Батюшкин хлеб полыном пахнет, А он горькою горчицей отзывается. Рыбица платёшенька, То ли я молода, молодёшенька. Мне Иванов хлеб есть хочется, Мне Васильевича хлеб есть хочется. Иванов хлеб мёдом пахнет, А он сладким виноградом отзывается. * Каждая строка песни повторяется. Песня исполнялась во время свадебного пира в доме жениха. Песня показывает перемену в настроении невесты. По обряду, она должна была показывать покорность, любовь к жениху и радость по поводу перемены в своей судьбе. 17. Виноград в саду растет, * Ой, ягода, ягода поспевает. Виноград – Иван-сударь, Виноград – Иван Васильевич. Ой, ягодка – свет-Иринушка, Ой, ягодка – свет Сергеевна. Ими люди любовалися: – Хороши, пригожи уродилися. Счастливые и таланливые, Счастливые и таланливые, Ой, дай вам Бог и совет, и любовь. Во совете, во любви вам пожить хорошо. * Каждая строка повторяется. Во время свадебного пира исполнялись величания в честь присутствующих. Первое величание посвящалось новобрачным. 18. Как на нашей-то сватье да новая шуба, У правой полы шубы – заморские пташки, А в левой поле шубы – ясный месяц светит! Воспойте, воспойте, заморские пташки, Звеселите, звеселите сватью на беседе! Величание в честь сватьи, почетной гости на свадьбе, просватавшей невесту. 19. Еще кто у нас на свадьбе богат? У нас тысячко на свадьбе богат. У тысячка бородушка шелковая. Кому эту бородушку целовати? Кому эту бородушку миловати? Жене эту бородушку целовати! Жене эту бородушку миловати! У нас тысячко на свадьбе богат: А людей у него – теремами, Капиталу у него – сундуками, А скота у него – табунами. У нас тысячко на свадьбе кудреватой! Из кольца в кольцо кудри вьются. У нас у тысяцкого денег много! Рубль на ребрышко становился, К красным девушкам торопился. Красным девушкам деньги надо На шелковые да на шали, Что на хромовые да на ботинки. У нас тысячко на свадьбе богатый! Еще денег у него кошелями. Он рублем ворота отпирает, Он другим широки затворяет. Он по гривне нищим бросает . Величальная песня в честь самого почетного гостя на свадьбе, тысяцкого, – обычно крестного отца или дяди жениха. Термин «тысяцкий» пришел в свадебный обряд из Древней Руси. Так называли военачальника над тысячью воинов в княжеской дружине. Вероятно, на княжеских свадьбах это был тоже один из важных чинов. В песне виден намек на одаривание богатым гостем величающих его девушек. Школа зла Литературные герои Артура Конан Дойля Исследования О.С.Бердяевой «Проза Михаила Булгакова: Текст и метатекст». |
Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 4
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни