А у подружки у моей, у моей, А у подружки любимой, любимой, А у сестрицы родимой, родимой. Ой, ладо, ладо родимой, родимой *Припев «Ой ладо, ладо» со второй частью строки повторяется после каждой строфы. Песня исполнялась на «девичнике», когда девушка собирала своих подруг, угощала их, плакала и утешалась в их обществе. 5. Ох, изюмная ягодка расцветала, Ох, и люли-люли расцветала*, Виноградная вишенька поспевала. Ох, Манечка батюшку упросила, Вот Манечка батюшке и говорила, Говорила родному, не таила: - Ох, не зарься, мой батюшка, на богатство, На высокие хоромы с переходом, На зеленые кафтаны с позументом, Выбирай, да мой батюшка, человека, Человека, мой родимый, челядину. Чтоб не стыдно, мой батюшка, в гости поехать, Чтоб не стыдно, мой родимый, похвалиться, Молодым молодушкам укориться: - То-то пара, подружки мои, то-то пара, То-то ровня, миленькие мои, то-то ровня: Хоть и ростом да ростом, чистотою, Молодецкою парень красотою. Да добытчик, подружки мои, да добытчик, Да до речи, подружки мои, да до речи. Ох, и люли-люли, да до речи. * Припев повторяется после каждой строфы. Песня исполнялась на девичнике. В ней рисуется идеальный образ жениха, и выражена просьба – не гнаться за богатством. Песня потомков переселенцев из Курской губернии на Дальнем Востоке. 6. Ой, вдоль по Дону, Дону, вдоль по тихому Дунаю, Лёли-лёли-лёли, ай лелей лёли-лёли.* Вдоль по тихому Дунаю там и плыли, пропыли, Там и плыли, проплыли а четыре утёны, А четыре утёны, а пятая косатая, А пятая косатая, она назад повернула. Она назад повернула, в высок терем заглянула, Что й у тереме бают, у высокому гутарют? У высокому гутарют – девки песенку играют, Девки песенку играют, вот Манечку величают, Вот Манечку величают, Ивановну возвышают. Вот Манечка молодая всею ночушку не спала, Всею ночушку не спала, усё плакала-рылала, Усё плакала-рыдала, всё дарочки катала. Всё дарочки катала, сундук новый накладала. Сундук новый, миловый, на ём скобы, скобы золотые. На ём скобы, скобы золотые, а замочки оловянные, А замочки оловянные, а ключики винтовые. А ключики винтовые. Она не год, не два дбала, Она не год, не два дбала, за один вечер раскатала. За один вечер, вечерочек она свёкру рубашку, Она свёкру рубашку, а свекрови – другую, А свекрови другую, а другую а льняную. Деверёчкам по порточкам, деверечкам – по валёчку, Деверечкам – по валёчку, а золовкам – по ленточкам. *Припев повторяется после каждой строфы. Песня исполнялась на девичнике. Рисует идеальный образ работящей невесты-рукодельницы, которая должна была приготовить к дню свадьбы подарки для всех членов семьи жениха. 7. Не долго веночку на ступке висеть, Не долго Авдотьюшке в девушках сидеть, Не долго Васильевне русу косу плесть. Вечор мою косушку девушки плели, Плели, плели косушку, золотом вили, Вили, вили золотцем, жемчуг низали. Плакала Авдотьюшка по русой по косе: «Коса ль, моя косушка, русая коса! Бывало, я тебя, косушка, часто гладила, Бывало, я тебя, русая, мелко плетала, А теперь, косушка, в год однова. Во трубушку трубили рано на заре, Рано-то, ранёшенько свашенька пришла, Пришла, пришла свашенька не милостива, Начала мою косушку и рвать, и метать, Начала мою русую на две заплетать, Плесть – не плесть мою косушку все на две косы, Вить – не вить мою русую кругом головы, Быть – не быть Авдотьюшке – Павловой женой». Песня исполнялась во время обрядового расплетания косы невесты, когда менялась ее прическа: вместо одной косы ей заплетали две, как и полагалось замужней женщине. В песне упоминается веночек – головной убор девушки, представлявший собой широкую расшитую ленту вокруг головы. После свадьбы голова замужней женщины покрывалась платком или специальным женским головным убором. 8. У нас ныне непогожая неделька, Жанр хождение в древнерусской литературе. «Хождение игумена Даниила в
святую землю». Широта интересов Даниила, патриотизм Мистерия “Каин” Вывод |
Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни
Страница 2
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Семейная обрядовая поэзия. Свадебные песни